В последнее время многие обсуждают тему построения цифровых
систем самого разного масштаба – от Цифровой Индустрии и Цифровой Страны до
Умного Города и Умного Дома. Все эти цифровые системы объединяет общее свойство
принадлежности к классу социотехнических систем [1].
При построении системы классификации разумно воспользоваться общесистемными требованиями к построению таких классификаторов [2]. Анализ требований позволил выявить архитектурное противоречие в описании предметной области, которое состоит в отсутствии необходимой системы «Умный гражданин».
В данном случае уместно привести исторические аналогии. Например, в качестве неявного символа (Паттерна) внутренней симметрии человеческого тела и, далее, Вселенной в целом, используется рисунок Леонардо да Винчи «Витрувианский человек» (1490—1492, рис.1). Витрувий в своем труде «Об архитектуре» предложил и описал критерии и показатели для оценки этой симметрии [3].
О классификации социотехнических систем цифровизации
Поскольку сами системы
еще только разрабатываются и не представлены на рынке в качестве
законченных продуктов, то классифицированию подлежат предметные области
(ландшафт), с которыми ассоциированы соответствующие системы (рис.2). Тем не
менее, такая открытая классификация представляет общую картину, позволяет
анализировать полноту и взаимосвязи систем, установить их значимость и
приоритеты.
Все системы масштабной программы цифровизации можно
распределить по четырем уровням:
- Уровень политического управления и международного взаимодействия,
- Уровень государственного управления и регулирования,
- Уровень бизнеса,
- Персональный уровень.
Этот ландшафт систем практически совпадает с тем, который
предлагает комиссия МЭК (IEC),
за исключением системы «Умный гражданин», вместо которой МЭК предлагает
реализовать систему AAL
(Поддержка инвалидов - Active Assisted Living for people with disabilities and
the elderly). Фактически, система AAL входит в систему «Умный гражданин» в
качестве подсистемы.
Добавление системы «Умный гражданин» помимо наполнения внутренней логики в общую конструкцию социотехнических систем цифровизации упрощает принципы построения и функционирования других систем.
Во-первых, появляется система, непосредственно отвечающая интересам Главного Бенефициара.
Во-вторых, вместо нечетких и слабо формализуемых требований к пользовательским интерфейсам для каждой системы возникают общие требования к информационному обмену между техническими системами (сервисами).
В-третьих, социотехническая система «Умный Гражданин» может быть реализована таким образом, что она возьмет на себя функции портала для других систем.
Стандартизация и единые подходы к разработке архитектуры систем, может дополнительно привнести важные преимущества по сравнению с их
независимой и самостоятельной разработкой. К таким преимуществам относятся:
возможность последующего масштабирования систем, сохранение инвариантности
Паттернов, Метрик и многое другое.
Предложенная классификация систем, входящих в программу цифровизации позволяет определить и обсудить приоритеты по реализации, выявить не только возможные преимущества, а также проблемы и недостатки существующего хода реализации Нацпрограммы (Таблица 1). К проблемным вопросам можно отнести следующее:
А) У систем первого уровня (персональных) нет и не может
быть Единого Заказчика, а цели проектов могут эволюционировать в ходе их
реализации по Жизненному Циклу [4]. По этим причинам государственное
финансирование проектов по созданию систем первого уровня будет скорее всего
неэффективным.
Б) Системы второго уровня (бизнеса) будут реализованы в
интересах Генерального Подрядчика, представляющего интересы профильной
бизнес-группы, а не в интересах Главного Бенефициара или Главного Спонсора.
В) Системы третьего уровня (госуправления и регулирования) создаются
в интересах Главного Спонсора и на его средства. Участие Главного Бенефициара в
процессе сомнительно, поскольку сложно заранее предугадать кто он. Поэтому,
высока вероятность того, что в результате будут просто «зацементированы в
цифре» действующие процессы и модели управления. Это неизбежно приведет к
противоречию с другими инновационными системами Нацпрограммы.
④
|
11.
|
Цифровая страна
|
Digital Country
|
12.
|
Инфраструктура Глобального Цифрового Рынка (BFi)
|
Infrastructure for Global
Digital Financial Market (BFi)
|
|
③
|
10.
|
Цифровое
Правительство
|
Digital Government
|
9.
|
Цифровая Экономика
|
Digital Economy
|
|
8.
|
Цифровое
Законодательство
|
Digital Legislation
|
|
②
|
3.
|
Цифровое Здравоохранение
|
Digital Healthcare
|
5.
|
Умные Города
|
Smart Cities
|
|
6.
|
Умная Энергия
|
Smart Energy
|
|
7.
|
Умное Производство
|
Smart Manufacturing
|
|
4.
|
Интернет Вещей (IoT)
|
Internet of Things
|
|
①
|
2.
|
Умный Дом
|
Smart Home
|
1.
|
Умный Гражданин
|
Smart Citizen
|
Таблица 1. Классификатор предметных областей
Главная социотехническая система
Было бы справедливо считать главной социотехнической
системой программы цифровизации систему «Умный Гражданин» (Smart Citizen). Однако,
системы первого уровня в Нацпрограмму не входят. Система «Умный Гражданин» могла
бы обеспечивать другие системы:
- информацией о персональных данных,
- информацией о целеполагании для сервисов,
- обработкой и хранением информации для внутреннего пользования,
- упрощением и хранением настроек персональных интерфейсов,
- локальными, персональными сервисами,
- реализацией функций общего портала.
Следует отметить, что важнейшие сервисы, необходимые для
функционирования системы «Умный гражданин», также относятся и реализуются в
системах «Умный Дом» [5] и «Цифровое Здравоохранение» [6].
Примеры, практики и обоснование
В соответствии с целями данного Блога, не стояла задача
полного анализа преимуществ и недостатков Нацпрограммы цифровизации, а всего
лишь - классифицирование входящих в нее систем, одновременно с поиском новых
возможных путей повышения эффективности в реализации Нацпрограммы.
Несмотря на очевидные организационные сложности в реализации
проектов построения систем первого уровня (Персональный уровень), мировая компьютерная индустрия за
годы своего развития выработала эффективные способы решения всех перечисленных
выше проблем. Описание таких способов управления и ведения бизнеса будет представлено в дальнейшем.
[1] «Социотехнические системы». https://ru.wikipedia.org/wiki/Социотехнические_системы
[2] «Классификаторы. Системные требования». http://mdm-classifiers.blogspot.com/2013/03/blog-post_27.html
[3] “Витрувианский
человек». https://ru.wikipedia.org/wiki/Витрувианский_человек
[4] «Фундаментальные угрозы цифровизации». https://www.industri-survey.com/single-post/2018/12/18/Фундаментальные-угрозы-цифровизации-куда-ведёт-граждан-России-умный-город
[5] «Умный дом – референсная архитектура». (Smart-Home as a System-of-Systems reference
architecture). https://improving-bpm-systems.blogspot.com/2016/12/smart-home-as-system-of-systems.html
[6] «Проект: Моя Поликлиника (часть 1 и 2)». http://pmo-virtual.blogspot.com/2015/03/1.html
*) По вполне понятным причинам следует понимать, что под описанием Архитектуры для того или иного приложения подразумевается лишь сокращенная пояснительная записка к этапу «01 - Domain of Interest» для «Analysis Systems viewpoints, models and registries», состоящего из 6 этапов. Это обычная практика для большинства публикаций.
==
https://royallib.com/book/bir_stafford/mozg_firmi.html
ОтветитьУдалитьhttps://mipt.ru/students/organization/mezhpr/upload/4bb/vsm_mipt_20091118-arpg2jacsur.pdf
Спасибо за Ваши ссылки. Было особенно интересно почитать о Чилийском проекте Киберсин (Cybersyn).
Удалитьhttp://www.isa.ru/proceedings/images/documents/2013-63-1/t-1-13_16-29.pdf
ОтветитьУдалитьСпасибо за Вашу ссылку. Все в тему.
Удалить