Если говорить о классификации, как о науке, то необходимо
чтобы накопленные знания по данному вопросу удовлетворяли ряду общих требований.
Такая постановка вопроса возникает в связи с тем, что наука это особый вид
познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно
организованных и обоснованных знаний о мире. Наука - это социальный институт,
обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.
Можно рассматривать теорию классификации в качестве раздела в
философии или в математике. Например, теорию классификации можно определить,
как часть логики, в которой рассматривается понятие класса и его общие свойства,
и которая называется теорией классов или классификацией. Теорию классов
рассматривают также как независимую математическую дисциплину под названием
"общая теория множеств".
Однако у самой математики, в качестве независимого
социального института, существует двусмысленное положение. С одной стороны по
определению в Википедии математика это наука, а с другой стороны – нет.
Математика
— наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на
основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов.
Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных или других
математических объектов и записи этих свойств на формальном языке. Математика не
относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной
формулировки их содержания, так и для получения новых результатов. Математика —
фундаментальная наука, предоставляющая (общие) языковые средства другим наукам;
тем самым она выявляет их структурную взаимосвязь и способствует нахождению
самых общих законов природы.
Математика – не наука, это
язык науки. Например, Нильс Бор говорил, что математика – это нечто значительно
большее, чем наука, поскольку она является языком науки, а Лев Ландау относил ее
к сверхъестественным наукам.
Выделим четыре признака науки.
·
Первый – наличие познаваемого объекта. · Второй – истинность суждений об объектах, проверяемая опытом.
· Третий – всеобщность (универсальность) и обязательность установленных закономерностей.
· Четвертый – системность, последовательность вытекающих друг из друга понятий.
Только одновременная реализация всех этих признаков
определяет научность известного результата познания. Математика, как род
человеческой деятельности не соответствует первому критерию – нет объекта
исследования. Не соответствует и второму – ее выводы опытом не проверяются.
Третий критерий в силу отрицательного результата для первых двух имеет
умозрительный характер, а про отрицательный результат четвертого критерия в
самой математике есть примеры прямого доказательства (теорема
Гёделя о неполноте).
К сожалению, теория классификации, как часть философии и
математики, несмотря на высокую важность в индустрии информационных
технологий, не находит своего места в перечне
общественно признанных научных направлений и дисциплин.
От философии до практики
Для установления истинности научной теории необходимо иметь прикладное применение теоретических наработок. Определенная банальность и дилетантизм, имеющие место в практическом применении теории классификации, связаны с недостаточной проработкой внутренних связей между тремя уровнями научного «здания»:
A. Теоретический уровень
|
Теория
|
B. Инструментальный уровень
|
Модели и методы
|
C. Прикладной уровень
|
Практика
|
Построение теоретической базы классификации впоследствии позволит для ряда важных практических случаев осуществить формулирование и решение так называемых информационных задач по аналогии с решением математических задач. Аналогия информационных и математических задач состоит в том, чтобы для информационных задач было уместно и возможно применение формального аппарата математической логики, который позволит построить доказательства результатов решения задач. В первую очередь это будет относиться к таким «слабо формализованным» областям, как проектный менеджмент (задачи составления планов-графиков проектов и последующие задачи портфельного управления), а также корпоративное управление данными (задачи case менеджмента).
ЗАДАЧА [problem] в самой общей “канонической” форме — логическое высказывание (см. Логические операции) вида: “Дано У (т. е. заданные условия), требуется Ц (достижение некоторой цели)”; записывается: <У; Ц>. Если известны только условия, но неизвестна цель, то высказывание <У; –> образует неполную З., называемую ситуацией. В противоположном случае — тоже неполную З., называемую проблемой: <–; Ц>.
Одна из первых попыток формализации в описании проблемы составления плана работ в проектном менеджменте была выполнена около 10 лет тому назад в работе "Объектно-ориентированный план". Эта тема в совокупности с вопросами повышения эффективности портфельного управления проектами сохраняет свою актуальность до настоящего времени, в первую очередь для масштабных практических задач и проектов.
ЗАДАЧА [problem] в самой общей “канонической” форме — логическое высказывание (см. Логические операции) вида: “Дано У (т. е. заданные условия), требуется Ц (достижение некоторой цели)”; записывается: <У; Ц>. Если известны только условия, но неизвестна цель, то высказывание <У; –> образует неполную З., называемую ситуацией. В противоположном случае — тоже неполную З., называемую проблемой: <–; Ц>.
Одна из первых попыток формализации в описании проблемы составления плана работ в проектном менеджменте была выполнена около 10 лет тому назад в работе "Объектно-ориентированный план". Эта тема в совокупности с вопросами повышения эффективности портфельного управления проектами сохраняет свою актуальность до настоящего времени, в первую очередь для масштабных практических задач и проектов.
Useful post.
ОтветитьУдалитьThanks,
AS
Thank you Alexander
Удалить