Одним из первых модель
архитектуры человеческой души, через картины ключевых факторов риска, изобразил Иероним Босх. В своем
произведении искусства «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» (рис. 1) автор
раскрыл Онтологию каждого риска и
привел описание крайнего процесса Жизненного
Цикла. Следует подчеркнуть, что вопросы о человеческой душе относятся к компетенции
религии и, частично, философии, теории познания и ИИ.
Рис.1 «Семь смертных грехов и четыре последние вещи»
(1475—1480)
О классификации рисков
Риск,
рассматривается, как сочетание вероятности совершения греха и последствий
наступления неблагоприятных событий по жизненному циклу.
Учение о восьми главных грехах сформировалось в монашеской
среде, в восточной христианской аскетике [1]. В сочинении Евагрия Понтийского
суть учения о главных грехах сформулирована следующими словами: «Есть восемь
всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел
чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали,
пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб
эти помыслы тревожили душу, или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб
они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение
страсти, или не приводили, — это зависит от нас».
Число семь, укрепившееся в католической традиции, для
главных грехов в западном христианстве ввёл папа Григорий I Великий. Он перечислил семь грехов,
которые затем включил в катехизис церкви, в сочинении под названием «Толкование
на Книгу Иова, или Нравственные толкования».
Рис.2 Классификация грехов
Папа Григорий I Великий сделал следующее (рис.2):
- Объединил из восьмеричной схемы классификации в один грех печаль с унынием, тщеславие с гордыней и добавил зависть.
- Изменил последовательность грехов, ввел для них порядковую систему приоритетов.
- Поставил на первое место гордыню, затем — другие «душевные» грехи, а «плотские» грехи поставил в конец.
В результате, список грехов получил следующий современный вид:
«Душевные» грехи |
1.
|
Superbia
|
Гордыня
|
2.
|
Invidia
|
Зависть
|
|
3.
|
Ira
|
Гнев
|
|
4.
|
Acedia
|
Уныние
|
|
5.
|
Avaritia
|
Алчность
|
|
«Плотские»
грехи
|
6.
|
Gula
|
Чревоугодие
|
7.
|
Luxuria
|
Похоть, блуд
|
Таблица 1. Список главных грехов
О проявлении рисков при построении ЦЭ
В процессе реализации проектов цифровой экономики, которые
являются проектами построения социо-технических систем, имеют место большинство
рисков первой группы, так называемые «душевные» грехи.
Онтология
проявления рисков, в силу различия предметных областей, отличается от
первоначального бытового описания, но смысловой паттерн риска остается без изменения. Если говорить о целеустремленном поведении человека, то риски - это ограничения по выбору возможного пути на всем протяжении его Жизненного Цикла.
Несомненно, первым риском для проекта ЦЭ остается «грех
гордыни». У этого риска существует много разнообразных проявлений. Например, пренебрежение
результатами предыдущей работы [2], спесь при оценке научного и практического обоснования
решений. «Грех зависти» состоит в неуместной ревности и соперничестве вместо
простого стремления к достижению позитивных целей [3].
Все «душевные грехи»
умело маскируются и совместно воспрепятствуют борьбе с ними. Даже явление
«греха алчности», противодействие которому, казалось бы, должна обеспечивать вездесущая
«экономическая безопасность», уверенно себя чувствует под защитой «греха
уныния».
Примеры, практики и обоснование
1.
«Главные грехи» - https://ru.wikipedia.org/wiki/Главные
грехи
2.
«Цифровая экосистема» - http://www.digital-ecosystems.org/
3.
«Исследования и инновации» - http://ec.europa.eu/research/fp7/index_en.cfm?pg=documents
В продолжение блог-поста на тему: «Архитектура предприятия:
человеческий фактор» - https://sec2017.blogspot.com/2018/12/blog-post.html
Системное следствие.
ОтветитьУдалитьСогласно духовным скрепам, при нарушении одного из "душевных" грехов, кандидат в руководство любым социо-техническим проектом не проходит по KPI!