Этика - одна из философских наук о поведении человека. Этика дает ответы на следующие вопросы [1]:
- Для чего живет человек - для высшего блага или личной выгоды?
- Что выбирает человек - свободу или справедливость?
- К чему стремится человек - к удовольствию или счастью?
- и на многие другие.
Абсолютная ценность
|
Ценность абсолютного блага, превышающая любые иные ценности.
|
Абсолютное благо
|
Благо, имеющее абсолютную ценность независимо от конкретной ситуации, не нуждающееся в оправдании необходимостью для достижения иного блага. В монотеистических религиях Абсолютное благо — это единение с Богом и обретение жизни вечной.
|
Альтруизм
|
Готовность бескорыстно действовать ради блага других даже в ущерб собственным интересам, если это велит моральный долг или сострадание.
|
Апатия
|
Бесстрастие, нечувствительность к страданиям, способность быть независимым от внешних обстоятельств. Идеал состояния души в этической системе стоиков.
|
Атараксия
|
Невозмутимость. Идеальное душевное состояние в этической системе Эпикура, достигаемое избавлением от страха, ограничением в потребностях и удалением от общественных дел.
|
Безусловное благо
|
Благо само по себе, а не при определенных условиях, как средство достижения другого блага.
|
Бескорыстие
|
Способность совершать поступки без расчета на вознаграждение, соразмерное затраченным усилиям.
|
Благо
|
Объективная ценность для человека. Субъективно связано с чувством удовлетворения от достижения или получения ее.
|
Благодать
|
Сверхъестественная (идущая от Бога) поддержка и помощь, укрепляющая установку человека на освобождение от зла и преодоление соблазнов.
|
Благоразумие
|
Добродетель, помогающая избежать дурных крайностей и не совершать опрометчивых поступков. Входит в число основных христианских добродетелей.
|
Блаженство
|
Состояние, даруемое, по учению ряда религий, как награда праведным. По христианскому учению, связано с пребыванием в Царстве Небесном (см. Мф. 5: 3—11).
|
Вина
|
Нарушение заповедей или морального закона, совершенное сознательно или по небрежности (невнимательности).
|
Внимательность
|
Способность всматриваться в действительность и различать в ней неочевидные, но этически значимые моменты.
|
Внимательность этическая
|
Необходимая предпосылка чувствительной совести, позволяющей прогнозировать этическую опасность возникающих перед субъектом ситуаций и находить морально верные способы поведения.
|
Воля
|
Духовная сила, направленная на достижение познанного разумом добра, побуждает разум к постижению истины и добра.
|
Высшее благо
|
см. Абсолютное благо.
|
Гедонизм
|
Этическая система, принимающая в качестве абсолютного блага удовольствие, достигаемое субъектом. Исходит из того, что объективное содержание наших стремлений и поступков есть лишь средство для достижения удовольствия от их результата или даже самого процесса деятельности.
|
Грех
|
· Добровольное нарушение заповедей, основанное на своеволии, т. е. нежелании считаться с волей Бога.
· Может превратиться в состояние души, ведущее к отпадению от Бога.
|
Декалог
| |
Добро
|
Все то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
|
Добровольность (поступка)
|
Отсутствие внешнего принуждения, заставляющего совершить поступок вопреки собственной воле.
|
Добродетель
|
· Состояние души, в котором человек нацелен на правильный моральный выбор и способен его совершать.
· В религиозном смысле — отсутствие состояния греха и пребывание в единении с Богом.
· По Аристотелю, счастье состоит в том, чтобы жить добродетельно.
|
Долг
|
Представление субъекта о должном в конкретной жизненной ситуации.
|
Должное
|
Все то, что рекомендуется моральным или религиозным законом и вменяется человеку в обязанность его совестью.
|
Естественный моральный закон
|
Естественные представления о морали, не опирающиеся на авторитет религиозного закона.
|
Закон в морали
|
Система моральных правил, позволяющих отличать добро от зла и давать моральную оценку совершенным поступкам и вариантам предстоящего выбора.
|
Заповеди
|
Моральные правила, основанные на Откровении, предписываемые религиозным учением. В христианстве различаются заповеди закона (см. Декалог) и заповеди любви (Мф. 22: 37—39).
|
Зло
|
· Все то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу.
· Обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.
|
Золотой середины принцип
|
Представление о том, что каждая добродетель находится в середине между двумя крайностями, в этике Аристотеля. Фундаментальную роль играет благоразумие, лежащее между распущенностью и бесчувственностью к удовольствиям.
|
Императив
|
Требование, предъявляемое к человеку обстоятельствами или моральным законом.
|
Интенция
|
Ориентация воли на совершение определенных поступков.
|
Казуистика
|
Искусство разбора сложных ситуаций (казусов), требующих моральной оценки и выяснения того, как в них следует поступать.
|
Казус
|
Уникальная ситуация, требующая для этической оценки изощренного анализа.
|
Категорический императив
|
Требование, предъявляемое человеку моральным законом независимо от конкретных жизненных обстоятельств. Например, чтобы каждый поступок человека мог стать универсальным прецедентом.
|
Компромисс
|
Ситуация, участники которой частично поступаются собственными интересами ради общего согласия и возможности частично удовлетворить свои интересы, не потерпев морального урона.
|
Конфронтация
|
Ситуация противостояния, участники которой, добиваясь достижения собственных интересов, не желают считаться с интересами других. Участники полагают свое достоинство в том, чтобы выйти из нее ничем не поступившись.
|
Легалистское мировоззрение
|
Представление о том, что моральное поведение целиком основано на долге исполнения морального закона, а не на основе свободы и любви.
|
Лицемерие
|
Это, по выражению Ларошфуко, «дань, которую порок платит добродетели», пытаясь под нее маскироваться. Необходимость лицемерить свидетельствует, что данное общество все же ценит добродетель выше порока.
|
Личность
|
· Ответственный и свободный человек, способный совершать поступки и осознавать их моральные последствия, готовый совершать усилия, чтобы не оказаться игрушкой манипулирующих им внешних сил.
· С религиозной точки зрения, человек является Личностью, поскольку он есть образ и подобие Бога (Быт, 1: 26).
|
Любовь
|
Фундамент христианской этики, имеющей онтологическое основание в Любви Бога и заповедях Иисуса Христа (Мф. 22: 37—39).
|
Милосердие
|
Высшая бескорыстная форма любви, свободная от эгоистических стремлений и не нуждающаяся во внешних мотивациях.
|
Мораль
|
Общечеловеческие нормы и образцы поведения, принятые в некотором обществе.
|
Моральное (нравственное) богословие
|
Раздел богословия, изучающий проявление Бога в действиях и сознании человека, а также религиозные основания морали.
|
Моральные нормы
|
Характеристики соответствия поведения человека требованиям морального закона и транслируемым в обществе образцам морального поведения.
|
Моральный закон
|
Совокупность моральных норм, религиозных заповедей и образцов поведения, определяющих допустимое с моральной точки зрения поведение субъекта.
|
Моральный статус субъекта
|
Показатель соответствия поведения и намерений человека нормам морали.
|
Намерение
|
Внутренняя ориентация субъекта на совершение определенного поступка в рамках некоторой ситуации.
|
Натуральное благо
|
Благо, связанное с получением природных вещей и социальных преимуществ, обеспечивающих самосохранение, воспроизводство и счастье субъекта.
|
Неустранимость происшедшего
|
Невозможность превратить происшедшее в не бывшее (изменить прошлое), заставляющая смотреть в глаза реальности, в которую мы погружены.
|
Нравы
|
Принятые в обществе способы поведения и принципы моральных оценок.
|
Ответственность
|
Способность ощущать свою вину за дурной поступок и нести покаяние за него.
|
Относительное благо
|
Благо, ценность которого требуется соразмерять с более высокими видами блага и которым допустимо пожертвовать для достижения более высоких ценностей.
|
Ошибка
|
Неправильная оценка ситуации, приводящая к дурному поступку.
|
Порок
|
Сознательный отказ от добродетели.
|
Поступок
|
Действие или акт мысли, осуществленные на основе сознательного свободного выбора, за которые человек несет моральную ответственность.
|
Практический разум
|
Разум, позволяющий ответственно совершать практические действия, предусматривать их возможные последствия и давать моральную оценку своим поступкам и мыслям.
|
Принцип реальности
|
Убеждение в том, что нельзя жить иллюзиями, даже если они обеспечивают человеку ощущение счастья, т.е. отказ от удовлетворения, достигаемого разрывом с реальностью.
|
Принцип согласия с действительностью
|
Основной принцип реалистической этики, принимающей моральные нормы не как условность договора, но как учет требований объективной действительности, включающей объективную духовную реальность, внутренний мир субъекта и внешнюю материальную действительность.
|
Принцип сочувствия
|
Установка на воспроизведение в собственном сознании точки зрения на мир и эмоций другого субъекта, чтобы найти путь к общему пониманию проблемы и аргументов.
|
Разум
|
Способность осознавать мир в понятиях и совершать логические умозаключения об этом мире.
|
Разумного эгоизма принцип
|
Представление о том, что человек, разумно отстаивающий собственные интересы, фактически поступает глубоко морально, понимая ущерб нарушения чужих интересов.
|
Рациональная этика
|
Попытка рационального обоснования моральных ценностей путем их сведения к пользе для субъекта или человечества.
|
Реализм
|
Принятие как реальности всего того, что уже произошло и неизменно существует, и поиск в этой реальности морально лучшего решения.
|
Реалистическая этика
|
Этическая система, ставящая во главу угла принцип согласия с действительностью, включающей самого субъекта и окружающую его материальную и духовную реальность.
|
Рефлексия
|
Анализ акта мышления, в котором этот акт становится объектом догоняющей его мысли.
|
Решение
|
Выбор, свободно сделанный субъектом на основе сопоставления ценностей возможных альтернатив.
|
Риск
|
Отсутствие гарантии того, что хорошее решение приведет к хорошему результату.
|
Самосохранение
|
Натуральное благо, к которому человек обычно склонен стремиться, хотя это стремление может вступать в противоречие с моральными требованиями.
|
Свобода
|
Отсутствие принудительного давления, т. е. возможность отдаться естественным склонностям, условие творческого развития личности и морального поведения.
|
Свобода воли
|
· Не обусловленность человеческих стремлений и принимаемых решений естественными причинами.
· Благодаря чему человек выходит за пределы природной предопределенности.
|
Свобода выбора
|
Возможность совершить выбор по собственному предпочтению, а не под давлением обстоятельств или страстей.
|
Синергия
|
Активное соучастие человека с Богом в деле спасения, подразумевающее активные усилия человека в преодолении греха и готовность принять помощь Бога.
|
Соблазн
|
Ситуация, толкающая человека к аморальному поведению (поступку) или греху ради достижения какого-либо натурального блага или ради извращенного удовольствия совершить дурное дело.
|
Совесть
|
· Способность практического разума интуитивно оценивать верность субъекта моральному закону и обнаруживать подстерегающие его соблазны,
· Реализует этическую внимательность и осуществляет контроль над решениями, которые предлагает разум,
· Может действовать прогностически, предупреждая о моральной опасности, и ретроспективно как угрызения совести.
|
Справедливость
|
Соблюдение естественной симметрии при распределении ограниченного ресурса натуральных благ между людьми независимо от личных симпатий, интересов и выгоды.
|
Средство
|
Действие, выполняемое ради достижения желаемой цели, или необходимые для этих действий материальные или человеческие ресурсы.
|
Стоицизм
|
Пантеистическое философское учение, признающее идеальным состоянием человека апатию и рекомендующее человеку строить жизнь путем сознательного подчинения закону природы (логосу).
|
Стыд
|
Внутренний дискомфорт, испытываемый субъектом в результате нарушения моральных норм. С. может проявляться как угрызения совести. Для морально неразвитого субъекта уровень С. связан с тем, что это нарушение становится явным.
|
Счастье
|
Абсолютное благо в эвдемонистических системах этики и фактически в любых натуралистических системах этики. Аристотель свел С. к достижению добродетельной жизни.
|
Удовольствие
|
· Высшее благо в этике гедонизма.
· Состояние может достигаться в результате получения какого-то натурального блага.
· Стремление может вступить в противоречие с принципом реальности.
|
Условное благо
|
Все то, что обладает ценностью лишь постольку, поскольку необходимо для безусловного блага.
|
Утилитаризм
|
· Этическая система, основанная на представлении о полезности как основной ценности, которая оправдывает стремление к другим ценностям как полезным для выживания (приспособления) индивида и (или) общества.
· Видит в моральных нормах полезный регулятор деятельности.
|
Фанатизм
|
Готовность пренебречь любыми ценностями (в том числе и моральными) ради выгоды или самоутверждения некоторой группировки.
|
Фатализм
|
Установка на предопределение, обреченность судьбе, детерминированной прошлым или высшей волей.
|
Христианская этика
|
Этика, основанная на заповедях Иисуса Христа о любви к Богу и любви к ближним, а также на Евангельской проповеди.
|
Цели
|
Все те блага, которых субъект стремится в конечном счете достигнуть в результате совершаемых им действий.
|
Ценностно-безразличная свобода
|
· Свобода выбора, рассматриваемая безотносительно к ценностям имеющихся альтернатив.
· Ценность самого выбора стоит выше выбираемых ценностей.
· Совершенный выбор — дурной или хороший — уменьшает свободу выбирающего.
|
Ценностно-ориентированная свобода
|
Свобода выбора, соотнесенная с разумной оценкой выбираемых альтернатив и понимаемая как свобода от соблазна дурного выбора. Добрый выбор увеличивает свободу в этом смысле, а дурной ее ограничивает.
|
Ценность
|
Характеристика сравнительного достоинства того или иного блага.
|
Цинизм
|
Подчинение моральных требований личной выгоде или удовольствию и стремление оправдать собственные дурные действия их неизбежностью или общепринятостью, отказ от моральной самооценки.
|
Честность
|
Сознательное стремление избегать обмана и самообмана.
|
Честь
|
Установка на утверждение собственного достоинства за счет соблюдения системы моральных норм (кодекса чести), принятых в данному кругу.
|
Эвдемонизм
|
Этическая система, считающая высшим благом достижение счастливой жизни.
|
Эволюционная этика
|
Этическая система, объясняющая возникновение моральных ценностей и норм как имеющих приспособительное значение в процессе эволюции, идущей на основе естественного отбора.
|
Эгоизм
|
Установка на обеспечение собственных интересов за счет полного или частичного пренебрежения чужими
|
Эпикуреизм
|
Разновидность эвдемонизма, указывающая путь счастливой жизни в отказе от притязаний на успех и минимизации страданий через состояние апатии.
|
Этика
|
Философская наука, изучающая мораль и различные этические системы ее обоснования, основания этих систем и логическую структуру понятий, описывающих моральные феномены, коллизии и ситуации.
|
Комментарий
Жизненный цикл проекта социотехнической системы содержит много проблемных вопросов и интересных задач в смежных дисциплинах. Это напоминает своеобразный кроссворд в стиле Судоку.
Например, "дорожная карта" приведения теоретических положений Этики к возможным прикладным задачам компьютерной индустрии сама по себе очень занимательный процесс. Тема профессионально сложная. Следует отдать должное уважение научной школе МГУ, где получены и обобщены многие результаты исследований по данной проблеме.
Прикладной интерес со стороны компьютерной индустрии к Этике, в частности, связан с тем, что социотехнические системы отличаются от компьютерных систем других типов наличием такого своеобразного компонента, как «учет групповых интересов людей» [2]. Проявление групповых интересов, через поведение которых они выражаются, в свою очередь, есть предмет изучения наук с сильным влиянием философии, а конкретно, этики и прикладной психологии.
Существуют разнообразные этические системы, которые влияют на выбор типа логики, от которой в свою очередь зависят процедуры принятия решений. Без всего этого адекватную модель игры сложно построить, чтобы определить искомый сценарий поведения. Весь процесс начинается со знакомства с терминологией, с понятийной основы предметной области.
Религиозная компонента в теме Этики во многих случаях честнее и прямолинейнее. Много ли полезного можно почерпнуть из словаря основных понятий для прикладной системы? Кто знает …
Религиозная компонента в теме Этики во многих случаях честнее и прямолинейнее. Много ли полезного можно почерпнуть из словаря основных понятий для прикладной системы? Кто знает …
Литература:
[1] Шрейдер Ю. А., Лекции по этике, М.: МИРОС, 1994.
[2] Социотехнические системы. https://sec2017.blogspot.com/2019/08/blog-post.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий