марта 06, 2013

Теория классификации

Если говорить о классификации, как о науке, то необходимо чтобы накопленные знания по данному вопросу удовлетворяли ряду общих требований. Такая постановка вопроса возникает в связи с тем, что наука это особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Наука - это социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.



Можно рассматривать теорию классификации в качестве раздела в философии или в математике. Например, теорию классификации можно определить, как часть логики, в которой рассматривается понятие класса и его общие свойства, и которая называется теорией классов или классификацией. Теорию классов рассматривают также как независимую математическую дисциплину под названием "общая теория множеств".

Однако у самой математики, в качестве независимого социального института, существует двусмысленное положение. С одной стороны по определению в Википедии математика это наука, а с другой стороны – нет.

Математика — наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных или других математических объектов и записи этих свойств на формальном языке. Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов. Математика — фундаментальная наука, предоставляющая (общие) языковые средства другим наукам; тем самым она выявляет их структурную взаимосвязь и способствует нахождению самых общих законов природы.

Математика – не наука, это язык науки. Например, Нильс Бор говорил, что математика – это нечто значительно большее, чем наука, поскольку она является языком науки, а Лев Ландау относил ее к сверхъестественным наукам.

Выделим четыре признака науки.
·     Первый – наличие познаваемого объекта.
·    Второй – истинность суждений об объектах, проверяемая опытом.
·   Третий – всеобщность (универсальность) и обязательность установленных закономерностей.
·   Четвертый – системность, последовательность вытекающих друг из друга понятий.

Только одновременная реализация всех этих признаков определяет научность известного результата познания. Математика, как род человеческой деятельности не соответствует первому критерию – нет объекта исследования. Не соответствует и второму – ее выводы опытом не проверяются. Третий критерий в силу отрицательного результата для первых двух имеет умозрительный характер, а про отрицательный результат четвертого критерия в самой математике есть примеры прямого доказательства (теорема Гёделя о неполноте).


К сожалению, теория классификации, как часть философии и математики, несмотря на высокую важность в индустрии информационных технологий, не находит своего места в перечне общественно признанных научных направлений и дисциплин.

От философии до практики

Для установления истинности научной теории необходимо иметь прикладное применение теоретических наработок. Определенная банальность и дилетантизм, имеющие место в практическом применении теории классификации, связаны с недостаточной проработкой внутренних связей между тремя уровнями научного «здания»:

A.      Теоретический уровень
Теория
B.      Инструментальный уровень
Модели и методы
C.      Прикладной уровень
Практика


Построение теоретической базы классификации впоследствии позволит для ряда важных практических случаев осуществить формулирование и решение так называемых информационных задач по аналогии с решением математических задач. Аналогия информационных и математических задач состоит в том, чтобы для информационных задач было уместно и возможно применение формального аппарата математической логики, который позволит построить доказательства результатов решения задач. В первую очередь это будет относиться к таким «слабо формализованным» областям, как проектный менеджмент (задачи составления планов-графиков проектов и последующие задачи портфельного управления), а также корпоративное управление данными (задачи case менеджмента).

ЗАДАЧА [problem] в самой общей “канонической” форме — логическое высказывание (см. Логические операции) вида: “Дано У (т. е. заданные условия), требуется Ц (достижение некоторой цели)”; записывается: <У; Ц>. Если известны только условия, но неизвестна цель, то высказывание <У; –> образует неполную З., называемую ситуацией. В противоположном случае — тоже неполную З., называемую проблемой: <–; Ц>.

Одна из первых попыток формализации в описании проблемы составления плана работ в проектном менеджменте была выполнена около 10 лет тому назад в работе "Объектно-ориентированный план". Эта тема в совокупности с вопросами повышения эффективности портфельного управления проектами сохраняет свою актуальность до настоящего времени, в первую очередь для масштабных практических задач и проектов. 


2 комментария: